Курской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка в исправительных учреждениях Курской области соблюдения законодательства при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора.
До настоящего времени не изжиты факты, когда выводы администрации исправительного учреждения о целесообразности удовлетворения ходатайства осужденного, его адвоката (законного представителя) не всегда было можно признать обоснованными, соответствующими его личности, материалам дела.
Администрация исправительных учреждений при решении вопроса об условно-досрочном освобождении осужденных, о возможности замены им неотбытой части наказания более мягким видом наказания не всегда учитывает поведение осужденного за весь период отбывания, в также наличие не только поощрений, но и взысканий, конкретные обстоятельства, тяжесть и характер каждого допущенного нарушения в совокупности с характеризующими сведениями.
Из направленных администрацией в суд характеристик не представляется возможным дать объективною оценку всем обстоятельствам, имеющим значение при разрешении вопроса о возможности условно-досрочного освобождения от отбывания наказания осужденных – их поведению, отношении к учебе и труду, имеющихся поощрениях и взысканиях, возмещении причиненного ущерба в течение всего периода отбывания наказания, что в свою очередь понуждает суд, недостающие сведения об осужденных истребовать из других материалов.
Имеют место случаи, когда при применении к осужденным к лишению свободы меры взыскания или их поощрения после направления в суд характеризующих документов на осужденных, представитель администрации исправительного учреждения в судебных заседаниях, как правило, не заявляет ходатайство о приобщении соответствующих новых материалов.
В связи с этим, в адрес руководителя одного из исправительных учреждений, в которых имелась значительная часть указанных нарушений законодательства, внесено представление об их устранении, с требованием обеспечить надлежащее исполнение обязанностей в части полноты и качества подготавливаемых материалов по ходатайствам осужденных, исключить случаи некачественной подготовки характеристик на осужденных, то есть без учета комплексной оценки личности отбывающих наказания в виде лишения свободы, а также фактов отражения необоснованных, немотивированных выводов о наличии (отсутствии) оснований для удовлетворения ходатайств осужденных, рассмотреть вопрос о наличии оснований для привлечения лиц, допустивших указанные нарушения федерального законодательства, к дисциплинарной ответственности.
Требования прокурора удовлетворены, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Прокурор |
К.В. Лапин |
Курской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курской области проведена проверка соблюдения в исправительных нарушениях Федерального закона от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации». Проведенный органами прокуратуры анализ состояния законности в сфере совершения повторных преступлений лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, из исправительного центра свидетельствует о необходимости активизации профилактической работы с осужденными с целью недопущения совершения новых преступлений. Проверкой установлено, что администрациями учреждений, исполняющих наказания по указанному направлению деятельности, работа ведется. Однако, не всегда соблюдаются требования законодательства при организации воспитательной работы с осужденными в рамках пенитенциарной пробации в соответствии с требованиями законодательства. В учреждениях, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, в целях ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации после освобождения, коррекции поведения проводится социальная и воспитательная работа с осужденными, с их согласия им может оказываться психологическая помощь. Начальники отрядов исправительных учреждений не всегда в течение 3 рабочих дней со дня прибытия осужденных в отряд изучают материалы их личных дел и проводят с ними ознакомительные беседы. Администрацией учреждений, исполняющих наказания, не всегда проводят воспитательные мероприятия в соответствии с планом индивидуальной воспитательной работы с осужденными. В следствие чего, не разъясняется их моральная и правовая ответственность перед обществом, государством, социальные и правовые последствия продолжения антиобщественного поведения. Кроме того, в нарушение требований законодательства не осуществляется работа по предоставлению информации в государственную систему (Единый реестр лиц в отношении которых применяется пробация) о лицах в отношении которых применяется пробация, что не позволяет вести учет сведений о данной категории осужденных. Администрация одного из исправительных центров не позднее 9 месяцев до дня окончания срока наказания не разъяснила осужденному Е. право на обращение к администрации учреждения с заявлением об оказании содействия уголовно-исполнительной инспекции по избранному месту жительства (месту пребывания) в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации; право на обращение с заявлением об оказании содействия непосредственно в УИИ по избранному месту жительства (месту пребывания) в течение 6 месяцев со дня освобождения (в случае отказа от обращения с указанным заявлением к администрации учреждения); возможность направления в УИИ по месту жительства (месту пребывания) заявления об оказании содействия в срок не позднее 6 месяцев со дня устранения причины, повлекшей невозможность обратиться в срок (в случае пропуска указанного срока по уважительной причине), с приложением документов, подтверждающих наличие уважительной причины пропуска срока подачи заявления. По результатам проверки прокурор в адрес начальников учреждений исполняющих наказание внес 5 представлений об устранении выявленных нарушений законодательства с требованием безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять меры к недопущению нарушений закона в дальнейшем, исключить факты несоблюдения требования законодательства в сфере пенитенциарной пробации, рассмотреть в установленном законом порядке вопрос о наличии оснований для привлечения лиц, допустивших указанные нарушения федерального законодательства, к дисциплинарной ответственности. Требования прокурора удовлетворены, к различным видам дисциплинарной ответственности привлечены 9 должностных лиц.
|